Решил выложить статью, написанную по просьбе редакции журнала «Колесо жизни» и вышедшую в майском номере. Журнал издается в Киеве, сделан со вкусом, но с некоторым оттенком «глянцевости», что в какой-то степени определило стиль изложения.
Смех на здоровье. ...Или здоровье на смех?
О коварной невинности божьего дара
- Паутина только притворяется,
что ловит росинки, а сама ловит мух.
Рабиндранат Тагор
Смех! Что может быть прекрасней и жизнеутверждающей? Звонко смеются дети, радостно хохочут влюбленные, покатывается со смеху концертный зал - кто этого не видел, кто не слышал, кто не покатывался сам? Кто не испытывал странной, словно ниоткуда взявшейся радости, эмоционального подъема и требующей немедленного выхода энергии?
Вряд ли кому-то необходимы доказательства полезности смеха, все об этом слышали, читали, по телевизору видели - и болезни им лечат, и депрессию разгоняют, и иммунитет повышают. Смеха не стоит бояться, к нему нужно тянуться, доверчиво и с надеждой, ведь клоуны злыми не бывают! Никогда. Правда?
Неправда! Бывают. Именно о злых и коварных клоунах все нижеследующее. О смеющихся пленниках и испуганных шутниках. О смехе, как ловушке.
Не питайте иллюзий, они и без вас
хорошо упитаны
Отношение к смеху во всем мире примерно одинаковое - одобряюще-положительное. Приветствуются смешные книги, комедийные фильмы, розыгрыши и рассказчики анекдотов. Причем, в смеющейся массе непременно услышишь: «десять минут смеха заменяют стакан сметаны... прибавляют полчаса жизни... равноценны утренней зарядке... лучшая профилактика от гриппа...».
Подобные утверждения воспринимаются если и преувеличением, то совсем небольшим. Мы привыкли верить смеху, мы доверяем смеющимся людям. Слова «смех, здоровье и безопасность» давно стали синонимами. Нам кажется, что так было всегда, что это аксиома, которую не надо ни доказывать, ни проверять.
Но так ли на самом деле? Что если это память всего лишь нашего поколения, сформированная событиями недавнего прошлого?
В шестидесятых годах теперь уже вчерашнего века в Америке выходит книга Нормана Казинса, в которой автор подробно рассказывает, как ежедневной практикой смеха сумел излечиться от опасной болезни. В кратчайшие сроки книга становится бестселлером, а сам Казинс национальным героем и первым популяризатором лечебного смеха.
Постепенно формируется целое движение «за смех и юмор» в здравоохранении. В штатах больниц появляются профессиональные клоуны и комики, начинают проводиться семинары и конференции, посвященные этой теме, возникает первая финансируемая государством Ассоциация прикладного и терапевтического юмора.
В середине девяностых годов по всему миру прокатывается волна «движения клубов смеха», поднятая в Индии врачом Мадан Катариа. Филиалы его школы открываются по всему миру.
И, наконец, в 1998 году выходит фильм «Целитель Адамс», о талантливом враче смехотерапевте, с Робином Уильямсом в главной роли, окончательно «закрывший тему» полезности смеха, а точнее - сомнений в его исцеляющих возможностях. И это понятно, все, что поддержано массмедиа становится невидимым штампом, несмываемый оттиск которого можно отыскать только в глубинах подсознания.
Но для того, чтобы новое направление стало научным методом, необходима если не тщательно проработанная теория, то хотя бы убедительная статистика. Сбором статистических данных и занялись независимые группы психологов в разных странах. Результаты исследований ошеломили исследователей...
Предполагалось, что без особого труда удастся найти зависимость между чувством юмора у испытуемых (а значит частотой и продолжительностью смеха) и уровнем здоровья, те есть - иммунностью к инфекциям, предрасположенностью к сердечно сосудистым заболеваниям, алкоголизмом, ожирением и долголетием, в конечном счете.
Зависимость такую, действительно, нашли без труда. Но обнажила она не то, что ожидалось. Собранные данные убедительно доказывали - люди с более развитым чувством юмора ничуть не здоровее тех, кто к нему мене склонен.
Выяснилось, ни от простуд, ни от депрессий, ни от сердечно-сосудистых заболеваний чувство юмора не спасает! Скорее наоборот, более высокий его показатель почти всегда соответствует менее здоровому образу жизни. Участники исследований, которые в детстве были веселее сверстников, чаще потом курили и употребляли алкоголь. Неотвратимо болея всеми сопутствующими этим пристрастиям болезнями.
Больше того, неумолимая статистика свидетельствует - люди с развитым чувством юмора, уходят из жизни гораздо раньше. Это касается как мужчин, так и женщин, причем, применительно ко всем видам смерти, в том числе от несчастных случаев.
Обнаружилось, что профессиональные юмористы живут много меньше, чем артисты столь же известные, но работающие в другом жанре.
Самое обширное исследование было проведено норвежским психологом Свеном Свебеком в 2004 году, в нем было задействовано более 65 тысяч участников. Общий его вывод абсолютно обескураживал - наличие у человека чувства юмора ощутимо увеличивает его шансы заболеть. Утверждение о том, что развитое чувство юмора способствует продлению жизни - миф!
Здесь бы сделать паузу, да наполнить ее лирическими отступлениями, но формат статьи не позволяет. Поэтому сразу возьмем быка за рога. О чем говорят эти исследования? Только об одном - человечество давно и масштабно болеет.
Чем? Неготовностью к использованию своего божественного дара - умению смеяться. Мы разучились правильно пользоваться тем, что в какой-то момент начало пользоваться нами.
В статистических отчетах есть одна небольшая оговорка: оказывается, различные стили или типы юмора имеют совершенно разные последствия для здоровья. К сожалению, это небольшое замечание дальнейшего развития в исследованиях не получило, а мы на нем задержимся. Похоже, именно здесь кроются ответы на многие вопросы.
Мы никогда не получим снаружи больше того,
что имеем внутри
Как мы смеемся? Или скажем так - какие виды смеха бывают? На что, как правило, направлено наше чувство юмора?
Многих эти вопросы поставят в тупик. Все правильно, мы не привыкли всматриваться в то, что считаем естественным и привычным. И совершенно зря. Ибо «естественное» и «привычное» - категории абсолютно разные и от того, каким смехом мы смеемся - естественно-природным или привычно-привитым, зависит наше последующее состояние.
Можно сказать, что смех бывает трех видов:
первый - это как раз смех естественный, открытый, при котором смеются спонтанно, не думая и не оценивая, смеются с полным приятием к объекту смеха;
второй - это смех оценочный, насмешливый, смех, при котором продолжают думать и держать ситуацию под контролем;
и, наконец, самый коварный вид смеха - смех, как отстранение, как попытка убежать от плохого, болезненного и опасного.
В первом случае наше чувство юмора направлено на размыкание внутренних границ, на единение и интеграцию с тем, что вызвало смех. Таким смехом мы делаемся полнее и изобильнее, обретая совершенно без усилий пресловутую целостность, от которой и здоровья и удачливости у нас будет в избытке.
Смех как насмешка - это проявление внутренней ущербности. Чувство юмора в этом случае всегда направлено против кого-то. То есть юмором, в привычном смысле, здесь и не пахнет, а то, что «запах источает», - не что иное, как наше внутреннее непотребство.
Смех, как отстранение - это завуалированное проявление внутренних страхов и несогласия, как с собой, так и с окружением. В этом случае мы смеемся с одной целью - забыться, спрятаться за сладкими эндорфинами, убежать от себя и того, что судьба приготовила в виде проблем и неприятностей.
Получится ли? Да, на первом этапе смех работает как анальгетик - болеть начинает меньше. Повышается настроение, уходят негативные мысли. Встряхивается гормональная система, увеличивая жизненную активность. Во время смеха и сразу после него улучшаются все психофизические показатели. Это и создает иллюзию исцеления. Но, вот потом...
Любая неприятность имеет причину, которая напрямую связана с системой отношений. Отношений к себе и миру, к тому, что болит и осуждается. Смех, в основе которого желание забыться, уводит человека от неприятностей, делая его, по сути, слепым и глухим. И причину не решает. Невозможно решить то, что отказываешься увидеть!
Чем наполнен человек, то из него и выльется. Обязательно. Ни убежать, ни спрятаться от себя ему не удастся - рано или поздно, но обязательно настигнут будет. Болезнями и неприятностями - именно тем, от чего «отсмеяться» пытался.
Тут-то его психологи-исследователи в оборот и берут: «Чувство юмора есть? Есть. Смеешься часто? Не переставая. А болеешь отчего?»
Оттого и болеет, что смеется много. Для такого человека смех - всего лишь способ отстранения. Но мы не в состоянии стать счастливее без чего-то - только с чем-то. И обреченно скатываемся в свое «насмеянное светлое будущее».
Под насмешливый хохот и улюлюканье злых клоунов. Именно они заставляют нас так смеяться - трусливо и само-забвенно, погружая в особые «смехоубежища», в которых изощренная ментальная щекотка гарантирует полное забвение о неприятностях и болезнях.
Но, похоже, никаких клоунов вокруг вы не видите? Что совсем не удивляет, быть незаметными - их особый талант. Ладно, знакомьтесь - наши привычки. Паттерны отношений, взгляды и убежденности. В их основе лжезнание, что нас окружает мир нами не являющийся.
А раз так, то в этом мире многое может стать опасным, и болезненным. Понятно, что от всего нужно держаться подальше, знать, как с ним бороться, а, столкнувшись нос к носу, немедленно звать на помощь привычные способы реагирования.
Подальше и держимся, смехом и боремся. Все, диагноз поставлен.
Смех, величайшее сокровище, данное человеку для восстановления единства с ощущениями, а через них - с миром, используется для целей прямо противоположных - для фрагментации реальности, для деления ее на «хорошую» и «плохую», «полезную» и «опасную».
В таком мире, отделенном от себя, невозможно быть ни здоровым, ни счастливым.
Что можно сделать, для восстановления целостного состояния? Только одно - изменить сложившуюся систему отношений, научиться всегда делать шаг навстречу и всему говорить: «да». Смех - всего лишь инструмент, и только от нашего намерения зависит, как он будет работать - на бегство и отстранение или на единение и приятие.
Да, но как справиться с укоренившимися привычками, с этими метастазами воспитания, глубоко проросшими в нас? Это и впрямь непросто. Но есть один «бескровный» способ, посильный каждому - наработать привычки новые.
Хочешь жить в согласии - соглашайся
Давайте ненадолго забудем об этой огромной задаче - восстановлении единства с миром. И поговорим о вещах милых и близких каждому - о проблемах. Именно они составляют основу всего, с чем мы привычно боремся и столь «естественно» не соглашаемся.
Вот несколько простых, но эффективных приемов для повседневного «общения» с ними.
Любую проблему можно «прозевать»
Что для этого нужно? Во-первых, как можно точнее отследить и связать вниманием место, где в вас проблема «живет».
Если речь идет о физической боли, то здесь все понятно - вы просто удерживаете внимание на области, которая болит. Если решили поработать с болью душевного характера, с обидой, испугом или беспокойством, то своим ощущениям вам придется уделить несколько больше внимания. В этих случаях, они не столь четко локализованы и менее ярко выражены.
Во-вторых - вы начинаете зевать.
Но не просто так зевать - а зевать, удерживая часть внимания, на отслеженной болезненности. Это крайне важно, в этой, казалось бы, мелочи - главный секрет и залог успеха!
Каким образом можно вот так, ни с того, ни с сего начать зевать? Оказывается, сделать это несложно. Надо просто поиграть в зевоту - широко открыть рот, напрячь лицевые мышцы, и начать ме-едленный и сла-адкий вдох... Помогая себе руками, плечами, всем телом... Полезно в этот момент вспомнить, как выглядит зевающий человек или увидеть таковым себя.
Делаете это, продолжая удерживать значительную часть внимания на отслеженных ощущениях проблемы!
Зевнули? Замечательно. Обратите внимание, у вас сейчас состояние полной невозможности повторить зевок. Но пройдет секунд 20-25 и это станет возможным. Зевните еще раз. И еще. Зевайте до тех пор, пока вдруг не поймете, что тревога, страх или даже физическая боль растаяли.
У кого-то раньше, у кого-то позже, но это случится обязательно.
Что произошло? Куда ушла боль? Может, мы просто отвлеклись и переключили свое внимание? Такое, действительно, могло произойти, но только в том случае, если вы не выполнили главного условия - непрерывности ощущения болезненного места.
А если вы все сделали правильно, то ваша проблема... просто размылась. Любая боль - всего лишь «ком» застрявшей энергии. Удерживая на ней внимание и вдыхая, вы не только ее освободили, но самым честным образом с ней проинтегрировались, стали одним целым.
Правда, просто? Не поленитесь это сделать несколько раз и не особенно удивляйтесь, когда обнаружите, что исчез не только внутренний дискомфорт, но ощутимо изменился событийный ряд. По-другом быть не могло, мы со всех сторон окружены только собой. Меняемся мы - меняется мир вокруг.
Проблему можно «продышать»
Собственно, именно это мы сейчас делали. Используя глубоко вложенный в нас рефлекторный механизм зевания. Но можно организовать все по-другому.
Принцип тот же - проблему надо «размыть», придав движение застрявшим болезненным ощущениям.
Поэтому, первая фаза упражнения остается без изменений - отслеживаем дискомфорт и непрерывно удерживаем на нем часть внимания.
На втором этапе начинаем плавно вдыхать отслеженные ощущения, направляя в то место, где живет наше «я». Где оно обитает, решайте сами, главное, вдох должен быть «в себя».
Очень важно при этом предельно ярко представлять движение вдыхаемых ощущений. Поначалу это будет нелегко, но с каждым разом - проще и явственнее.
Вдыхаете столько раз, сколько понадобится для исчезновения дискомфорта.
Про выдох думать не надо, значение имеет только вдох.
Обратите внимание - мы вновь решились растворить в себе проблему, сделав смелый шаг ей навстречу.
Проблему можно «протанцевать»
Повторяем первую фазу предыдущих упражнений, то есть - отслеживаем в себе дискомфортные ощущения и непрерывно удерживаем на них внимание.
А дальше начинаем заниматься творчеством. «Входим» в отслеженную болезненность и отпускаем тело. Позволяем боли «выстроить» его, как бы «лепим» телом страдание. Чем более «корченное» и неудобное положение оно при этом примет, тем качественнее будет проходить работа.
Сохраняйте позу до тех пор, пока дискомфорт не станет невыносимым. Потом, в режиме непрекращающихся потягиваний, начинайте разминать и растягивать ноющие мышцы.
Вы при этом словно танцуете странный танец, суть которого - в непрерывных взаимоперетекающих потягиваниях. Длите его 2-3-5 минут, столько, сколько вам необходимо, чтобы ощутить, как болезненность уходит.
Куда? В вас и только в вас. К вам возвращается ваше родное. Делает более целостным то, что совсем недавно мучило и страдало.
И обратите внимание - теперь это страдание превратилось в обыкновенную энергию, наполняющую вас вполне явственным комфортом.
Проблему можно «продакать»
И можно, и нужно «продакивать» любую свою проблему. Причем не надо начинать с проблем. Приучите себя говорить «да!» любому отслеженному ощущению.
Приятному, нейтральному, тревожному. И в какой-то момент - дискомфортному и даже болезненному.
Поиграв в эту игру некоторое время, вы с удивлением заметите, что «продаканная» боль, болью быть перестала, что страх, перед которым открылись, наполняет комфортом и желанием жить.
А сделав такой подход нормой существования, вы в какой-то момент обнаружите, что мир, чутко внимающий каждому вашему «да», уже давно в ответ говорит «Да!» свое - в событиях, состояниях, отношениях.
Поздравьте себя, пожмите руку и расцелуйте в обе щеки - за рамки официальной статистики вы выскочили. Ваш смех теперь звучит тоже по-другому - словно непрерывное «да!» слышится в нем, наполняя уже настоящим здоровьем, долголетием и радостью жизни.
Григорий Курлов, г. Днепропетровск,
руководитель Школы
Холистического Сознания («Школа Дурака»)
комментарии: (всего: 15)
2. Но и вы Андрей прав, внутренний смех и без направления хорошо помогает.
А теперь объясняю эти два пункта по своему опыту:
2. Внутренний смех растворяет только текущий кокон, текущий негатив. Но этого уже хватает ибо далее вы в ходите в хозяйское состояние и вам начинает жутко везти и вообще вас прет =).
1. А вот проблемы засевшие поглубже, давнее нужно убирать внутренним смехом как инструментом.
И вообще статья была про то как ментал учит смеяться по искусственному, и спор возник из пустоты, и пустотой является.
я хорошо понимаю о чем это статья. Она точь в точь про меня. Я научилась смеяться "над".
моника, у меня тоже самое!!! до книги был тоже очень смешным, весёлым и забавным! и не думал при этом как смеяться надо)) встретив книгу( как раз вовремя для меня:) ), сразу ощутил, что моё!!! что променя)) и обо всём написанном даже не сомневался)) долго не буду писать) в прочем 2 года прошло, поначалу вроде и смех был истынный вроде, потому как не раз помню себя в хозяйском состоянии, но потом смех не тот пошёл, и чувстую, что что-то не такой он как должен быть! то в сон после него тянет, то возле сердца болеть начинает, то аппатия просыпается)) да и сам слышу, что очень редко удаётся посмеятья обычным смехом, не такой он как раньше)))а про хозяйское состояине, так вообще молчу)) вот теперь буду знать, и заново смеяться учиться))) спасибо Григоий))
Базы данных фирм городов России. найти клиентов продукций
Собираем сразу после заказа из открытых источников Интернета, БЕЗ ПРЕДОПЛАТЫ!
Оргомное число данных по фирмам ООО и ИП в наших базах данных.
Только лучшее за минимальную стоимость, от 500 рублей.
Работаем по этой почте: bazy-gorodow(собачка)yand...
Базы данных фирм городов России. находить целевых клиентов